Разработка паспортов отходов

Компания ООО Ре-груп специализируется на консалтинговых услугах и профессиональной помощи в подготовке и согласовании паспортной документации на бытовые и промышленные отходы в органах Росприроднадзора, причисляемые к классам опасности с первого по четвертый. Мы обладаем 18-летним опытом работы в сфере эксплуатации коммерческой недвижимости в Москве и столичном регионе. Поможем своевременно оформить пакет технической документации, подтверждающей соответствие отходов одному из классов опасности, сверяя полученные расчетным методом результаты с ФККО.

Согласно действующему законодательству все категории юрлиц, организаций и ИП, которые сталкиваются в процессе реализации хозяйственной деятельности с опасными отходами, начиная с 1-го класса опасности по 4-ый, в обязательном порядке должны обеспечить паспортизацию произведенных отходов ориентируясь на действующие правила классификации.

Примечание: службами Росприроднадзора не будут рассматриваться объяснения, оформленные наподобие следующих примеров:

  • «У нас не образуются отходы»;
  • «Мы регулярно выносим мусор»;
  • «Вопросами утилизации мусора должен заниматься арендодатель»;
  • «Сбор отходов проводится сторонней организацией согласно договору».

Поскольку подобного рода отписки не годятся, предпринимателю необходимо более серьезно отнестись к официальным объяснениям. Данный материал содержит ключевые моменты, которые необходимо использовать в процессе подготовки и подачи на регистрацию паспорта для отходов, чтобы дальнейшие проверки не выявили расхождений и ошибок.

Какие данные отражаются в паспорте отходов

Согласно правительственному постановлению №712, в паспорте должна присутствовать следующая информация:

  1. тип анализируемых отходов;
  2. название и кодовое обозначение, взятое из каталога-классификатора (сокр. ФККО);
  3. название технологического процесса, реализация которого привела к накоплению отходов, название товарной продукции, потерявшей изначальные свойства после завершения технологической операции;
  4. перечисление составляющих отходов, химический состав, демонстрируемый в процентах;
  5. агрегатное состояние, в котором находятся отходы или их текущая физическая форма;
  6. к какому классу опасности определены данные отходы.

Функции контроля над паспортизацией используются Росприроднадзором в целях реализации программы поддержки экологической безопасности. После оформления паспорта он передается территориальному отделению данного ведомства для проверки на полноту, актуальность и соответствие информации действующим нормативам.

Кто должен паспортизировать отходы

Все без исключения юрлица и ИП, которые при ведении хозяйственной деятельности вынуждены разбираться с накопившимися отходами I-IV класса, должны позаботиться об их надлежащей паспортизации. Можно выделить три основные группы таких субъектов.

Арендаторы

Достаточно распространена практика умышленного уклонения от ведения паспорта отходов среди организаций, арендующих помещения. Также бывают случаи, когда юридическое лицо не было осведомлено об обязательности данного документа. В то же время за арендатором на законодательном уровне закреплена обязанность самостоятельного определения класса образовавшихся отходов и подготовка соответствующей паспортной документации. В случае обнаружения ее отсутствия по результатам проверки, инспектором фиксируется нарушение, он выписывает предписание и на виновника налагается административное взыскание.

В группу риска входят арендаторы, в чьем распоряжении находятся первые этажи многоквартирных зданий. Достаточно часто у таких организаций отсутствует собственные мусорные баки, а договор на периодический вывоз мусора не заключен. В результате отходы оказываются в общих контейнерах, принадлежащие ТСЖ и, после получения жалобы от жильцов, контролирующая инстанция осуществляет проверку.

Арендодатели

Более осведомлены о правилах паспортизации бытовых и прочих отходов, поскольку в сферу их обязанностей входит организация накопления образованного в результате деятельности арендаторов мусора. Сфера общепита немного отличаются в данном плане от общей массы арендаторов, так как владельцы кафе и столовых должны самостоятельно накапливать отходы.

Подготовка паспортов ведется арендодателями по отношению отходов от непосредственной деятельности, мусора, оставленного посетителями, а также отходов, скопившихся на парковках и близлежащих территориях. От параметров здания и находящихся в нем помещений зависит состав списка паспортов.

Обязанность по ведению паспортов отходов переходит к арендатору, при условии, что арендодатель не занимается самостоятельной хозяйственной деятельностью, и он сдает в аренду помещение только одному лицу. Однако за арендодателем сохраняется необходимость подготавливать паспортную документацию, по фактическому адресу регистрации.

Управляющие компании

Данная категория субъектов специализируется на поддержании здания в рабочем состоянии, исходя из договорных условий по его обслуживанию и управлению сервисными и техническими службами. При корректно составленном договоре за разработку паспортной документации по отходам отвечает именно управляющая компания, на нее же ложиться обязанность по организации накопления отходов и ведению требуемых Росприроднадзором отчетов, а также право делегирования задачи вывоза и утилизации мусора сторонним организациям.

Какие отходы необходимо паспортизировать и классифицировать по степени опасности

Нормами законодательства установлено, что процедура паспортизации должна применяться к отходам, относящимся к первому по четвертый классам. Для расчета степени возможной опасности применяется расчетный метод, вводными данными служат протоколы, выданные лабораторией, проводящей химический анализ. Предприятию доступно два способа выявления отходов, нуждающихся в паспортизации: использование собственных кадров фирмы и привлечение профессионального консультанта.

Класс определяется собственными силами

Если предприниматель решает данную задачу сам, ему потребуется обеспечить следующую последовательность мероприятий:

  1. Комплексная инвентаризация имеющихся отходов. Готовится список отходов, появившихся в ходе реализации хозяйственной деятельности. Перечень основывается на информации, взятой из официальной базы. После того как в каталоге были найдены виды отходов с подходящим описанием, переписывается их точное наименование и выставляется класс опасности, от которого в свою очередь зависит выбор типа лабораторного анализа:
    • если установлено, что класс равен IV или ниже, потребуется количественно-химический тип тестирования;
    • в свою очередь для V класса, не нуждающегося в паспортизации, предусмотрено биотестирование собранных образцов.
  2. Отходы передаются на экспертизу. Предварительно заключается договор с лабораторией, прошедшей аккредитацию на выполнение подобного рода работ. Заказчик передает ей образцы в требующемся для проведения тестирования объеме. Завершив анализ, лаборатория предоставляет протокол, перечисляющий состав компонентов изученных образцов.
  3. Классификация. Основываясь на лабораторных данных, проводится автоматический расчет с использованием специализированного программного обеспечения или вручную. Применение ПО предпочтительнее, поскольку программа поставляется вместе с базой отдельных компонентов отходов и относимых к ним первичным показателям опасности. Ручной метод более трудоемок, для его осуществления потребуются:
    • текст Приказа №511, выданного Минприроды, содержащего нормы и критерии соотнесения классов опасности и отдельных категорий отходов и мусора;
    • нормативы гигиены и данные из справочников по токсикологии, перечисляющие первичные показатели для составных компонентов отходов;
    • утвержденный шаблон расчетного протокола;
    • программу MS Excel на персональном ПК.
  4. Проведения анализа данных. Расчетные показатели следует сопоставить с информацией, содержащейся в БСО и ФККО. В случае отсутствия расхождений, выявление класса опасности было осуществлено корректно и можно начинать оформление паспортной документации. Если расхождения обнаружены, необходимо совершить следующую последовательность действий:
    • всем отходам, отнесенным к V классу, назначается биотестирование, результаты которого подтвердят правильность рассчитанного класса;
    • к прочим отходам следует по возможности подобрать наиболее подходящее по типу наименование отхода в каталоге и зафиксировать его класс опасности. Если подобрать наименование не удалось, придется заняться внесением нового типа отхода в ФККО.

ВАЖНО: процесс расчета класса опасности займет существенно меньше времени, если к его реализации привлечь сотрудника с опытом проведению подобных операций.

Класс опасности рассчитывает специализированная организация

Поручив данную задачу специалистам ООО Ре-груп, от вас потребуется лишь составить список отходов, нуждающихся в паспортизации, а также перечень отходов, отправляемых на биотестирование. Оба перечня готовятся на основе результатов инвентаризации, которую мы проведем самостоятельно.

Ключевое преимущество делегирования классификации отходов состоит в отсутствии случаев расхождения между классами опасности, отображенными в официальном каталоге и полученными в результате проведения расчетного метода. Опыт работы и использование специальных методик расчета исключает подобные случаи.

К самым распространенным видам отходов, встречающихся в нашей практике, относятся: лампы люминесцентные (I кл.), мусор, образовавшийся после уборки помещения (IV кл.), ТБО, бумага, отходы пищевые и др.

Последовательность разработки паспорта

При подготовке документа, содержащего перечисление отходов из каталога ФККО, необходимо провести ряд действий:

  1. Составляется список отходов, нуждающихся в паспортизации. Анализ проводится на основе действующих технических условий и регламентов, стандартов и проектной документации, с которой работает организация-заказчик, поручившая подготовку паспортной документации.
  2. В лаборатории с надлежащим уровнем аккредитации заказывается химический анализ образцов отходов (количественный);
  3. Проводится ручной или автоматизированный расчет класса опасности.
  4. Используя типовую форму, специалист составляет паспорт отходов и готовит заявления, с которыми паспорта перенаправляются в Росприроднадзор и проверяются контролирующей инстанцией.
  5. В «Госкадастре отходов» оформляется заявка на определение отхода к определенному ранее классу.
  6. Заявление и подготовленные паспорта подаются в относящееся к месту ведения бизнеса управление Росприроднадзора. При принятии документов сотрудник службы проставляет штамп на заявлении и указывает дату приема документации.

Согласование новых паспортов в контролирующем органе

При проверке паспортов на отходы контролирующие службы Росприроднадзор опирается на Приказ Минприроды, исходя из которого, допускается несколько вариантов дальнейшего развития событий:

  1. Если при проверке выявлены отклонения от нормативов представления документов, а у заявителя нет времени, чтобы уложиться в положенный срок для наведения порядка и исправления ошибок. Выявляются все новые и новые ошибки, дополнительно усугубляющие ситуацию.

Орган Росприроднадзора, работающий по вашей территории и проверявший документы по отходам, должен еще раз все проверить за 5 дней, минувших со срока их подачи и послать соответствующее уведомление об удалении недочетов согласно 11 пункту Приказа.

Учреждение, паспорта которого исследовались и не прошли проверку, получает Уведомление и обязуется исправить обнаруженные недочеты, отправив откорректированную версию документации в Росприроднадзор. На это будет отведено двадцать пять календарных дней.

Если не хватило времени на ликвидацию недочетов, то через пять дней после того, как время, отведенное на исправление, завершилось, проверяющий орган возвращает все поданные заявителем документы. Если вы подали паспорта в положенный срок, и были выявлены новые ошибки и несоответствия нормам, документы будут снова возвращены в пятидневный срок.

  1. В паспортах были выявлены ошибки. Ошибки были полностью исправлены заявителем в срок и представлены на повторное рассмотрение

Орган Росприроднадзора, работающий по вашей территории, проверявший ваши бумаги по отходам, должен за пять календарных дней, начиная со срока подачи документов, послать соответствующее Уведомление об удалении недочетов и ошибок. Учреждение, паспорта которого проверялись, получив Уведомление, должно в обязательном порядке исправить обнаруженные неточности и расхождения, отправив в Росприроднадзор исправленный вариант. На это выделяется двадцать пять календарных дней согласно п. 12 Приказа. Если заявитель уложился в определенные нормами сроки и внес исправления, то никаких документов и уведомлений вам выслано не будет.

  1. Недочетов, несоответствий и ошибок не выявлено. Если не выслано никаких уведомлений, значит проверка, проводимая Росприроднадзором, прошла успешно.

Проверка ваших документов может считаться успешной, если к вам не поступило соответствующее уведомление.

В ФККО не обнаружены сведения и информация об отходе вашего производства

Иногда случаются такие ситуации, когда в ФККО отсутствуют информация о проверяемом объекте, исходные данные на который были представлены в документации. Обнаружив отсутствие информационных сведений по вашему делу, разработанный документ будет обязательно отправлен на рассмотрение в Головной Росприроднадзор для прояснения ситуации и разработки решения о последующих действиях. Такому документу присваивается статус «временно действующий» до тех пор, пока не будет выпущено дополнение к классификатору. Действия по выявлению вредности выработки от вашего производства для окружающей среды при такой ситуации определяются Приказом No536.

Когда данные в представленных паспортах не описаны в специальном классификаторе, подающие на проверку документацию организации или юрлица обязательно указывают классность вредности, опираясь на существующие нормативные указания и Постановление No712. Для этого выделяется 90 дней с даты возникновения вредных веществ в процессе изготовления готовой продукции. Организациям предлагается альтернативный выход: оформить и предоставить паспорта на отходы, со схожими с вашими свойствами и характеристиками.

Список документации

Чтобы подтвердить уровень угрозы вредных веществ, их воздействия на экологическую обстановку и здоровье человека требуется собрать необходимый пакет документов:

  1. Содержащее значение, точно определяющее уровень опасности, заявление;
  2. Описание сырья, используемого для производства продукции, категории производства, применяемой при выпуске продукции технологии, разновидности процесса переработки сырья, о форме образующегося отхода. Информация должна быть отражена в паспорте, подтверждена и заверена руководством. Все типы отходов по отдельности должны иметь индивидуальный паспорт.
  3. Документация о химических свойствах и компонентном составе объекта проверки.

Приложение, заверенное руководством, должно содержать следующие документы:

  • копии аккредитационных свидетельств лаборатории (центра), проводящей испытания и все нужные результаты измерений, проделанные с целью установления химической структуры объекта. Результаты исследований должны быть заверены подписью ведущего данный проект сотрудника лаборатории и проштампованы печатью;
  • акт (копия) о проведении измерений и необходимых проб (если это потребуется) для определения химического состава объекта;

Специалисты ООО Ре-груп готовы предоставить всестороннюю помощь в разработке паспортной документации для опасных отходов. Компания обеспечивает комплексную консультационную поддержку, проводит анализ и классификацию всех категорий отходов, прямо и косвенно связанных с деятельностью предприятия. Обратившись к профессионалам, вы не только сэкономите время, требующееся для ручной обработки больших массивов информации и изучения нормативных актов, но и сведете к нулю риск появления расхождений и ошибок при подаче заявления и паспорта в Росприроднадзор.

Связаться с представителем компании

× Связаться с нами